Такой проект представила общественная организация «Институт Харькова» совместно с коммунальным учреждением «Офис реформ Харькова» во время круглого стола с участием архитекторов, историков, общественных активистов и бизнесменов.
По мнению председателя общественной организации «Институт Харькова», архитектора Игоря Лялюка, сегодня полтора километра участка улицы Сумской между историческим и деловым центром города — площадью Конституции и площадью Свободы — неудобны для пешеходов из-за потока транспорта. Поэтому необходимо хотя бы частично освободить улицу Сумскую от автомобилей.
«Мы рассматриваем вариант, чтобы центр Харькова был без транспорта и окружен перехватывающими парковками, схему расположения которых мы разработали. Город уже построил многоэтажный паркинг возле сада Шевченко — замечательное архитектурное сооружение. Горожане, туристы должны приезжать и оставлять свои автомобили там, а по центру передвигаться пешком. Такая практика существует во многих странах, — рассказал архитектор и напомнил опыт Копенгагена, столицы Дании. — В 1962 году его жители были категорически против перекрытия улицы Строгет — самой активной транспортной артерии города. Все кричали, что это катастрофа. Но ее все-таки перекрыли. В итоге город стал интереснее, богаче. А пешеходная зона с каждым годом только расширяется».
По примеру европейских городов пешеходная Сумская должна стать уличной арт-площадкой, культурным пространством под открытым небом. По словам архитектора Игоря Лялюка, улица наполнится выносной зеленью, мебелью, мобильными кафе и другими элементами уличного декора.
«Может, и уличные театры у нас появятся. Думаю, будет интересно», — отметил Игорь Лялюк.
Однако пешеходная Сумская — это только первый этап проекта «Реновация исторического ядра Харькова». Следующий шаг — не менее важный. Это превращение харьковских двориков в благоустроенные прогулочные зоны.
«У этого проекта есть три основных аспекта, три темы. Первая — пешеходное ядро Харькова. Вторая — развитие внутриквартальных территорий (двориков, проходов) и превращение их в публичное активное пространство, подключенное к основным пешеходным уличным артериям. Третья — сохранение исторического наследия в этих кварталах», — поделился планами Игорь Лялюк.
Профессор, заведующий кафедрой основ архитектуры Харьковского национального университета строительства и архитектуры Александр Буряк также считает крайне важным сохранение исторических строений города, но предлагает это делать комплексно, объединив многие проекты.
«Мне очень нравится идея, которую предложил Игорь Лялюк. В ней есть логичная последовательность, и этим действительно надо заниматься. Но кафе, культурные локации должны быть и за пределами центра – на Холодной горе, Салтовке, Новых Домах, – в местах проживания большого количества людей», — считает профессор.
Как отметили участники круглого стола, идея обновления исторического центра Харькова не нова, но благодаря содействию городской власти именно сегодня появилась возможность реализовать задуманное.
В частности, исполняющий обязанности городского головы Игорь Терехов уже заявил о поддержке харьковских урбанистов в создании системы зеленых коридоров в рамках проекта «Зеленый каркас Харькова».
Мнение харьковчан
Согласно результатам соцопроса, 54% жителей Харькова поддерживают идею создания пешеходной зоны на Сумской по выходным.
Екатерина, инструктор по йоге:
Я думаю, что это отличная идея. На Сумской всегда такое интенсивное движение, что днем особо не пройдешь. Не совсем удобно. А так можно прогуляться спокойно, свободно и легко. Если еще будут актеры, музыканты, художники… Интересно было бы присоединиться к какому-нибудь уличному шествию. Почему бы и нет?
Ольга, актриса:
Для пешеходов, наверное, хорошо. Но как автомобилист я затрудняюсь сразу ответить. Если только небольшой участок Сумской и по выходным, тогда — не против. Главное, чтобы по пешеходной Сумской ходили люди со счастливыми лицами. И чтобы посещали наш театр и получали удовольствие.
Артем, мастер тату:
Хотел бы видеть здесь удобную пешеходную зону. И еще хорошо бы обустроить велосипедные дорожки. Чтобы и пешком можно было пройтись, и на велосипедах с семьей прокатиться.
Подписывайтесь на Telegram-канал "Блока Кернеса - Успешный Харьков": https://t.me/uspishniy_kharkiv