С этих слов Натальи Ржевской, заслуженного деятеля искусств Украины, директора Харьковской хореографической школы и художественного руководителя Театра детского балета Харькова, началось наше знакомство с этим удивительным Храмом искусств.
Первые шаги
В следующем году школе исполнится 65 лет. А начиналось все в 1957 году с маленькой студии при театре оперы и балета. Спустя некоторое время в Харьков приехали первые 12 выпускников Киевского хореографического училища. Среди них была и Наталья Александровна. Вскоре 26-летней балерине заявили: «Будете работать директором школы — никаких “нет”!». И вот уже более 40 лет она бессменно руководит уникальным учебным заведением.
Уникальным, потому что уровень его выпускников сопоставим с уровнем выпускников ведущих училищ мира. Потому что из четырех государственных хореографических школ Украины только харьковская известна далеко за пределами страны. Театр детского балета, созданный в начале 80-х, – первый и пока единственный в Украине такого уровня. Его юные артисты объездили множество стран и сыграли более двух тысяч спектаклей.
Мировое признание
«Харьковский детский театр балета считается лучшим в Европе и Азии. Нашим детям рукоплескали Япония, Китай, Тайвань, Америка, Египет, Испания, Португалия, Франция, Болгария. За последние 10 лет только в Китае мы показали 153 спектакля в 71 городе. Это очень много. А началом гастрольной деятельности была поездка в Германию в 1993 году и балет в стиле модерн “Руки, ноги, туфельки”. Его поставил немецкий хореограф», — рассказывает Наталья Ржевская и добавляет, что театр знают почему-то больше за границей, чем в Украине.
«Все гастрольные поездки – исключительно по приглашению компаний и министерств этих стран. Почему такая увлеченность нашим детским балетным театром? Да потому что у нас достойный репертуар. А еще большое значение имеет та энергия, которой делятся дети со зрителем», — считает директор школы.
Коронавирусная пандемия, естественно, помешала многим гастрольным планам. Но, тем не менее, в школе работают над новой украинско-китайской постановкой балета «Легенда бабочки».
За кулисами
Занятия проходят в две смены, с 8 утра до 8 вечера и практически без выходных.
«Помещение рассчитано только на 250 человек. Поэтому мы открыли специализированные классы в соседней школе №50. Дети приходят к нам утром, а после обеда учатся в общеобразовательной школе. Всего у нас занимается 900 воспитанников, — говорит Наталия Ржевская. — Если бы меня спросили, о чем мечтаю, я бы ответила: конечно, построить еще одну школу! Это моя заветная мечта».
Наталья Александровна уверена, что каждый ребенок должен пройти через школу искусств.
«И чем раньше, тем более развитым он станет. Ребенок будет чувствовать мир, понимать, что такое любовь, ожидание и даже поражение. Я всегда говорю родителям: отдавайте детей в нашу школу. Даже прозанимавшись только год, они уже станут другими. Люди, посвятившие себя искусству балета, – самые умные. Это не я, это американские ученые утверждают. Нам нужно сделать станок, аллегро, выучить вариации, спектакль, заниматься музыкой и т. д. Все эти процессы активизируют различные участки мозга. Поэтому балет считается одним из сложнейших искусств», — рассказывает Наталья Ржевская и приглашает в зал на занятия к третьеклассницам.
«Посмотрите, какие они у нас красивые. С какой осанкой. Эти дети действительно увлечены делом, которым занимаются. Они готовы бороться с любыми трудностями, которые будут возникать на их пути», — восхищается своими учениками преподаватель Елена Соловьева.
Скоро у ее воспитанников экзамен. В третьем классе заканчивается первый учебный цикл. Чтобы получить диплом выпускника, необходимо пройти три таких учебных цикла – с первого по девятый класс.
«Три года мы учились основам хореографии, артистизма, пластической фантазии и т. д. А теперь будем изучать классический танец, историко-бытовой, народно-сценический. В конце следующего года ученики оденут пуанты, о которых так мечтали», — увлеченно рассказывает Елена Петровна.
Она с гордостью называет своих воспитанников большими тружениками. Дети уже сыграли немало спектаклей, среди которых «Золушка», «Щелкунчик», «Питер Пэн», «Дюймовочка». Вот и сейчас ее ученик Рома, который мечтает стать великим танцором, старается не пропустить ни одной репетиции во взрослом балете «Спартак».
Все дети в балетной школе с первого класса учатся ответственности, осознанности и понимают, что мир не вертится вокруг них, что для успеха нужно собрать волю в кулак и трудиться, а не ждать, пока кто-то «замолвит словечко». Ведь «выворотность» и «стопа» от этого не появятся, поможет только усердный труд.