Все парковые зоны объединить в одну сеть зелеными коридорами с пешеходными и велосипедными дорожками. Идею проекта архитектора и ландшафтного дизайнера Марины Крячко поддержал секретарь Харьковского горсовета Игорь Терехов.
Создание «зеленого каркаса» станет логичным продолжением работы по оборудованию зеленых зон и комфортных мест отдыха харьковчан и гостей города, которая активно велась в то время, когда мэром был Геннадий Кернес. Тогда полностью изменили облик Саржин Яр, парк имени Горького, сад Шевченко, парки и скверы в спальных районах.
После завершения реконструкции зоопарка, который планируется открыть в этом году, ко Дню Харькова, начнется реализация нового большого проекта – создание рекреационной зоны в Гидропарке. Его недавно представил Игорь Терехов. Гидропарк превратится в благоустроенную зону отдыха. Острова соединят мостиками, сделают набережные, смотровые площадки, пляжи, проведут велосипедные дорожки до центра города.
Дальше – больше: объединить все зеленые зоны между собой. Именно такова цель проекта «Зеленый каркас». После его реализации парки и скверы станут единой системой. Пешеходные и велодорожки проложат вдоль рек, через парки и скверы, зеленые улицы частного сектора и даже заброшенные промзоны. Они дадут возможность людям больше гулять на свежем воздухе и выбираться за город, не пользуясь автомобильными дорогами.
«Инициатива авторов «Зеленого каркаса» соответствует целям проекта стратегии развития Харькова до 2030 года, который мы готовили с Геннадием Кернесом в прошлом году.
Идея соединить все парковые зоны Харькова зрела давно. Я знаю, что разработчики проекта по несколько раз пешком прошли 127 километров этих маршрутов, которые они предлагают превратить в зеленые коридоры. Не просто нарисовали схему, а продумывали каждую мелочь. Спроектировали наиболее оптимальные для ландшафта Харькова решения», — отметил Игорь Терехов.
Он также подчеркнул, что харьковская разработка является уникальной, и ни в одном городе Украины даже не думали замахнуться на такое.
«Зеленый каркас» одновременно является транспортной инфраструктурой, местом для спорта и отдыха и интересным туристическим маршрутом.
Я полностью поддерживаю эту инициативу. Думаю, что «Зеленый каркас» станет одним из тех ключевых решений, которые позволят Харькову войти в топ-100 самых комфортных городов мира», — резюмировал Игорь Терехов.
Мнения
Игорь Лялюк, директор общественной организации «Институт Харькова»: Зеленая сеть даст возможность харьковчанам совершать пешие и велосипедные прогулки любой продолжительности, заниматься спортом, гулять с детьми, ее также можно использовать просто как удобную «точку входа» в ближайший парк. В Харькове достаточно урбанистов и архитекторов высокого уровня, которые готовы объединить усилия для того, чтобы более детально проработать все элементы «Зеленого каркаса» и взяться за реализацию идеи совместно с коммунальными структурами.
Алексей, харьковчанин: Люди, которые активно занимаются спортом либо просто любят гулять на природе, получат возможность соединять свои любимые маршруты. Я, например, иногда бегаю по велодорожке на Белгородском шоссе, иногда в Саржином Яру. Было бы здорово, чтобы мой маршрут начинался возле дома и заканчивался в любимом месте.
Александр и Юлия, супруги из Запорожья: Мы катались на велосипедах по дорожке вдоль Белгородского шоссе. С удовольствием вернемся в Харьков и покатаемся на тех дорожках, которые сделают.
Анатолий, харьковчанин Будет удобно перемещаться между парками, зонами отдыха. Нужно реализовать задумку правильно, чтобы пешеходные и велосипедные дорожки не мешали автомобильным дорогам и наоборот. Виктория, харьковчанка: Мы бы с удовольствием катались из парка в парк. Сейчас, например, очень удобно переезжать из Саржиного Яра в парк Горького по велодорожке. Если такие маршруты будут по всему городу – это будет здорово.
Мировой опыт
Берлин Палата депутатов Берлина в начале 2021 года приняла закон, цель которого — превратить столицу Германии из «города для машин» в «город для пешеходов», чтобы у каждого человека была возможность добраться до пункта назначения по пешеходным дорожкам. Во время строительства и реконструкции будут проектировать более протяженные зеленые зоны для пешеходов. Запланировано увеличение количества закрытых для автомобильного движения улиц и превращение их в детские игровые площадки и прогулочные пространства для семей с детьми.
Париж Протяженность велодорожек в городе — более 1000 километров, и в планах властей — расширять эту сеть. Полностью закрыты для автомобильного движения несколько важных улиц. С июня 2021 года введен запрет на въезд в город автомобилей с высоким уровнем токсических выбросов. Планируется, что с января 2024 года в столицу и пригороды в дневное время будут допускать только электромобили и чистейшие по уровню выбросов авто. В городе работают над воплощением концепции «15-минутного города». Она предполагает, что инфраструктура — общественный транспорт, магазины и школы — должны быть в 15-минутной пешей доступности от дома.
Нью-Йорк
До 2025 года протяженность автодорог планируется уменьшить на 25%. Вместо них появятся полосы для общественного транспорта, пешеходные улицы, велодорожки. С 2035-го в Нью-Йорке собираются запретить продажу автомобилей на бензине и дизеле. Также в Нью-Йорке собираются ввести «налог на заторы» — сбор с автомобилистов на пользование инфраструктурой в пиковые часы или наиболее загруженными дорогами. Деньги, поступившие в бюджет, планируется направлять на развитие муниципального транспорта.